Зотова Наталья Александровна город Отрадный детсад №14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по познавательному развитию кружка «ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ» (опытно-экспериментаторская деятельность старших дошкольников) Составитель программы: Зотова Наталья Александровна Воспитатель I кв. категории город Отрадный 2015 - 2016 учебный год Оглавление: 1.Пояснительная записка 1.1.Ведение 1.2. Законодательно-нормативное обеспечение программы 1.3. Актуальность 1.4. Новизна программы 1.5. Цель 1.6. Задачи 1.7.Возраст детей 1.8. Продолжительность реализации программы 2.Содержание программы 2.1.Организация занятий кружка 2.2. Формы организации НОД 3.Этапы реализации деятельности кружка 3.1.Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. 3.2.Разработка планирования экспериментальной деятельности с детьми 3.2.Создание условий для детского экспериментирования 3.3.Социальное партнерство с родителями 3.4.Проведение тестирования и диагностики на начало реализации кружковой деятельности и его окончание 3.5.Формы проведения итогов реализации рабочей программы 4.Заключение 5.Список используемой литературы 1.Пояснительная записка 1.1.Введение Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С. Выготский. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать исследовательский метод и в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Психолог Поддьяков Н.Н. в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” 1.2.Законодательно-нормативное обеспечение программы. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа кружка: Устав СП ГБОУ СОШ №6 «Детский сад №14» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 .10. 2013 г. № 1155 Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 27 октября 2011 г. N 2562) Санитарно– эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН от 15.05.2013 №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1. 3049-13». Концепция о дошкольном образовании.1.3.Актуальность программы Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит основная задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. На сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. В старшем дошкольном возрасте, дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мышление, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду мною разработана программа кружка «Юный следопыт» для детей старшего дошкольного возраста. Совместно с родителями в нашей группе создан центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется. 1.4.Новизна программы Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Новизной данной разработки является комплексное использование ранее известных и современных методик детского экспериментирования и опытов.
1.5.Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности. 1.6.Задачи: 1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. 2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики. 4.Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов и экспериментов. 5.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки. 1.7.Возраст детей Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. Его особенной восприимчивостью к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. 1.8.Продолжительность реализации программы Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. 2.Содержание работы 2.1.Организация занятий кружка. Основное требование в работе кружка - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса. Требования к содержанию обучения в системе опытно - экспериментальной деятельности: 1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание. 3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися. 4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: - неживая природа; - физические явления; - рукотворный мир. Программа реализуется на занятиях кружка «Юный следопыт». Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми не более 25 минут. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Все эксперименты сопровождаются составлением протокола. Дети используют простейший вариант: заполняют таблицу (ставят любой знак)
2.2. Формы организации НОД Формы работы: занятия, экскурсии, проведение опытов, игры, совместная и самостоятельная деятельность.Методические приемы обучения: информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др.; игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.; наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др.; практический: выполнение практических действий детьми.Принципы обучения: доступность (использование доступного материала детям) наглядность (использование наглядных пособий для обучения) последовательность ( изложение материала идет последовательно) систематичность (в определенной последовательности, системе) индивидуальность ( осуществляется индивидуальный подход к детям)3.Этапы реализации деятельности кружка 3.1.Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. В основу программы вошли методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования, которые встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. 3.2.Разработка планирования экспериментальной деятельности с детьми. Разработка и составление перспективного плана основано на использовании методических рекомендаций Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Перспективный план экспериментальной деятельности( (Приложение 4) Конспекты занятий(Приложение 5)3.3.Создание условий для детского экспериментирования Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Основное оборудование центра экспериментирования: Материалы, находящиеся в центре распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная… Красители: гуашь, акварель и т.д. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.Дополнительное оборудование Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. карточки-схемы проведения опытов и экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.3.4.Социальное партнерство с родителями. Опыт работы показал, что, при организации какой – либо деятельности с детьми, всегда нужно начинать с изучения семьи. В ходе работы был налажен тесный контакт с родителями. Проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить их отношение к экспериментальной деятельности детей (Приложение № 2). Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания (Приложение № 3), оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. В результате проведенной работы родители: 1. Научились организовывать элементарные эксперименты. 2. Оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях. 3. Повысили уровень педагогических знаний. Повторное анкетирование родителей подтвердило это. 3.5.Проведение тестирования и диагностики на начало реализации кружковой деятельности и его окончание. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными. Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. Знания теоретического материала диагностируются путём тестирования, выполнения расчётов, схем, путём опроса во время занятий. Путём наблюдения за детьми во время занятий, опытов диагностируется интерес к познавательно – экспериментальной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к опытам, элементарным экспериментам, исследованиям, диагностируется развитие познавательных способностей детей. Постоянно организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1. А.И. Савенков в своих работах более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление. Показатели результативности реализации программы кружка: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; - возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. - рост уровня любознательности, наблюдательности; - активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями; - возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. 3.6.Формы проведения итогов реализации рабочей программы: Организация выставок детских работ, полученных в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете, на родительском собрании. Оформление развивающей среды в группе. Презентация детской проектной деятельности родителям (сотрудникам, детям); Участие в Окружном Фестивале исследовательских работ дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир»4.Заключение В результате организации детского экспериментирования можно сделать вывод, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников. Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному наблюдению, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. Педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Таким образом, рассматриваемая тема в настоящее время актуальна, так как для современной теории и практики образования существенной является проблема развития творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования 5.Список используемой литературы Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -192 с. (Ребенок в мире поиска). Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007. 4.Дыбина О.В «Из чего сделаны предметы» Под ред. О.В. Дыбиной. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 124 с. Дыбина О.В «Что было до…» Под ред. О.В. Дыбиной. – ООО «ТЦ Сфера», 2010. – 155 с. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333 Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2007. – 64с. Переверзева А. Н. Что значит экспериментирование для дошкольника? [Текст] / А.. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 51-54 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В. Гончарова и др., под ред. З.А. Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с. А.И.Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».Москва 2007.8 ноября 2015 в 12:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.